Рассмотрение тревожности как свойства личности представляет особую важность, поскольку она нередко становится определяющей поведенческой особенностью. Психологи считают, что некоторый уровень тревоги – нормальная, даже необходимая реакция для успешной активности индивида. Существует понятие полезной тревожности, которая служит эффективным рычагом самовоспитания и самодисциплины.
Виды тревожности. Наверняка каждый испытывал сильное волнение перед публичным выступлением или экзаменом, важным разговором или неким знаменательным событием. Это не что иное, как реактивная тревожность. Такая реакция на происходящее является вполне естественной. Если же показатели тревожности значительно превышают допустимую норму: тревога проявляется в сильной степени, ее сложно контролировать и сочетать с привычной деятельностью, речь идет о тревожном расстройстве.
Тревожность как психическое состояние рассматривается в том случае, если человек имеет врожденную склонность к тревоге. Личностная встревоженность нередко усугубляется неправильным воспитанием, частыми стрессами и/или общей неблагополучной ситуацией в жизни. В таком случае врожденная особенность переходит в категорию психического расстройства.
Отдельного внимания заслуживает так называемая «неадекватная» встревоженность, которая возникает без внешних предпосылок. В таком случае тревожность и страхи личности тесно переплетаются, вызывают спонтанное и очень сильное чувство беззащитности, растерянности и боязни будущих событий. При этом выяснить реальную причину опасений невозможно, поскольку никакие внешние обстоятельства не несут угрозы.
В современной психологии существует еще несколько классификаций тревожности. К примеру, А.М. Прихожан выделяет разновидности тревожности, связанные с обучающим процессом (учебная, в частности школьная), с самооценкой и межличностным общением.