КЛИНИЧЕСКИЕ СЛУЧАИ. Случай №3. Школьный невроз

Под наблюдением находилась девочка 8 лет, посещающая второй класс общеобразовательной школы, а так же секцию спортивной гимнастики  5 раз в неделю по 2 часа.

Жалобы на  головные боли, плаксивость, капризность, повышенную утомляемость, допущение большого количества досадных ошибок, рассеянность внимания и невозможность сосредоточится, нежелание ходить в школу из-за  возможных неудач в учебе, ранимость, обидчивость, раздражительность, бессонницу и дневную сонливость.

При осмотре  и беседе выявлены следующие симптомы: тихий, срывающийся голос, учащённое сердцебиение,  покусывание губ, почесываение тела, повышенная   влажность  ладоней,  ухудшение памяти, нарушенное внимание, повышенная утомляемость. Почерк  местами неразборчивый, буквы разной высоты и толщины, встречаются  пропуски букв, описки. В качестве лечения до этого  получала витаминно –минеральные комплексы, лецитин и омега 3.

Назначен курс Нормотима в дозе 1 таблетка Х 2 раза в день в течении 8 недель.

В течении первых двух  недель  отмечались  незначительные изменения : уменьшение плаксивости, раздражительности.

На третьей неделе отмечалось снижение капризности и обидчивости, уменьшение утомляемости, уменьшение вегетативных нарушений.

Спустя 6 недель отмечалось улучшение качества ночного сна, эмоциональная стабильность, улучшение почерка, повышение  школьной успеваемости, увеличение скорости приготовления уроков, улучшение  памяти и концентрации внимания, а так же устранение негативного настроя по отношению к школе.

В  связи с этим препарат может быть рекомендован к применению в случаях школьных неврозов и дезадаптации, а также  при необходимости заблаговременной подготовки  при переходе к обучению из дошкольного образования в общеобразовательные учреждения младшей ступени,  для укорочения периода адаптации ребенка к школе и более мягкого протекания этого процесса.

Немного теории

Современная школьная программа создает серьезную психо-эмоциональную и умственную нагрузку на ребенка. Кроме  школы дети, зачастую, посещают дополнительные занятия, учатся в музыкальных школах, посещают  спортивные секции,  изучают иностранные языки.  Ребенок, особенно в начальной и средней школе, не всегда успешно адаптируется и справляется с возросшей умственной, физической и эмоциональной нагрузкой, это может приводить к возникновению невроза.

Школьный невроз – это обратимое расстройство психического состояния, связанное с отношением к школе, т. е неадекватный способ реагирования ребенка на школьные проблемы. При этом ребенок может  испытывать  эмоциональное напряжение, тревогу, страх , и даже панические атаки, разнообразные вегетативные нарушения.

Задача педагогов и родителей — вовремя это заметить и принять меры. Задача врача- успешно пройти , безболезненно преодолеть период адаптации, т .е  обеспечить более мягкое  и незаметное протекание этого процесса.

Михалевская Людмила Владимировна,

врач-нутрициолог,

г. Благовещенск